ppoford@mail.ru 8(911)832-36-80

Информационный листок от 21.06.2016

logo О КОНКУРЕНТАХ И МЕНЕДЖМЕНТЕ. В 2012 году наш завод сделал более 107 тыс. а/м, а с 2013 года начал быстро «угасать» при ежегодном двукратном падении производства. Казалось бы, как так, ведь «кризис» тогда еще не начался? Что такого произошло, что годами самый продаваемый а/м (Фокус) иностранного бренда стал невостребованным? А ничего неожиданного не произошло – менеджмент нашей Компании проиграл в конкуренции! Будет показателен один пример. Несколько лет назад наш профсоюз при общении с руководством завода говорил о том, что конкуренты не дремлют, надо развивать завод, повышать уровень локализации, расширять модельный ряд. Но в ответ мы услышали, что завод наш небольшой, места мало, а чиновники не дают землю для расширения. Профсоюз направил запрос в правительство Ленобласти и Санкт-Петербурга. А в официальных ответах было сказано, что никто даже и не запрашивал дополнительные площади. Более того, чиновники были готовы рассмотреть соответствующий вопрос при наличии запроса со стороны руководства Компании.

По данным ряда СМИ за прошлый год, уровень локализации (количество отечественных комплектующих в а/м) Фокус составлял 33%, а Мондео 10%. Это, мягко говоря, позор, учитывая, что завод работает с 2001 года. Это при том, что, как утверждают аналитики, само производство в стране автоматически (в зависимости от стоимости а/м) дает 10-15% локализации за счет использования местной рабочей силы и электроэнергии. Можно списать на локализацию расходы на рекламу и маркетинг. Еще 10-15% производители получают за счет совсем простых деталей — шины, стекла, пластик, подушки, бачки омывателя. Так, к примеру, вплоть до 2015 года расходы на оплату труда в себестоимости производимых нашим заводом а/м составляли не более 10% (в зависимости от уровня производства эта цифра часто была и менее 4%). А что конкуренты? К примеру, питерский завод Hyundai (выпускающий Hyundai Solaris и Kia Rio) с момента своего открытия в конце 2010 года сразу обеспечил уровень локализации 45%. И последние годы выпускает по 200 тыс. а/м. Уровень локализации напрямую влияет на финансовую устойчивость и способность ценовой конкуренции.

В 2011 году Форд захотел сохранить преимущества при ввозе комплектующих. Для этого подписал с Правительством РФ новое соглашение о промсборке (по новым правилам), которое давало 4-кратное преимущество в пошлинах, но накладывало дополнительные обязательства по объему производства и локализации. На самом деле, хотел ли Форд просто «заработать на запчастях» или «одиноко и неуверенно себя чувствовал» в России нам не известно, но руководством было принято решение о создании совместного предприятия с фирмой «Соллерс», а еще и ВЭБ для этого «союза» готов был дать кредит на 39 млрд. руб. (по тем временам это $1 млрд.). Как говорили представители менеджмента представителям нашего профсоюза, у «Соллерса» хорошо поставлена работа с логистикой и есть свободные производственные площадки (наверное, у Форда с логистикой было «не ахти» и на кредитные деньги они не могли построить завод). Кстати, по тем временам ориентировочная стоимость строительства завода на 300 тыс. а/м с кузовной штамповкой, производством двигателей и коробок передач оценивалась до $1 млрд. (соответственно, зачем был нужен «Соллерс»?).

И, казалось бы, к нынешнему кризису Форд в общем (и наш завод в частности) должен был подойти подготовленным, но уровень локализации остался неприлично низким (не будем вдаваться в историю о качестве работы с покупателями или нареканиях на автоматические КПП, или неудачные конструкторско-дизайнерские решения, за которые также ответственен менеджмент). Завод двигателей, конечно, построили (как и конкуренты), двигатели которого ставят на некоторые а/м нашего завода, но на фоне конкурентов получается (из топ 25 продаваемых иностранных брендов, источник: wroom.ru):

 

Модель автомобиля Доля отечественных комплектующих, % Модель автомобиля Доля отечественных комплектующих, %
Renault Logan I 77 Hyundai Solaris / Kia Rio 47
Renault Logan II / Renault Sandero II 62 Nissan Teana 33
Renault Duster / Nissan Terrano 66 Toyota Camry 33
Volkswagen Polo

Skoda Rapid

60 Peugeot 407 33
Nissan Almera 50 Ford Focus 33

Даже у Toyota Camry уровень локализации нечета нашему Мондео!

Нельзя ни сказать и о некоторой «хитрости», на которую идут автопроизводители для того, чтобы «вписаться» в новые правила промсборки – «бумажная локализация». К примеру, на предприятие завозится партия импортных бензобаков. Там они оснащаются завезенными же клапанами, датчиками уровня топлива и отправляются на завод, где собирают автомобили. В документах бензобаки уже числятся как на 100% произведенные в России. То же самое с пластиковыми обвесами. Они могут отливаться здесь, но из привезенной в Россию иностранной крошки и т.д. Многие работники не так давно задавались вопросом о том, для чего на нашем заводе появился «кусок» под названием ООО «Форд Соллерс Автокомпаненты». Так вот именно для этого. Вместо реальной локализации «ублажить» чиновников по соглашению о промсборке. Ведь, к примеру, панель приборов теперь можно на бумаге считать на 100% сделанной в России. Но такие хитрости не помогают в конкуренции, т.к. все производители о них знают, а чиновникам нет до этого дела, главное в отчетах на бумаге все красиво.

Когда работники завода на коммуникационных сессиях задали вопрос очередному менеджеру о стратегии Компании в России, тот только и ответил, что ценовой конкуренцией Форд не будет заниматься. А вот, к примеру, у Hyundai со стратегией все понятно – агрессивное завоевание большей доли рынка. Специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» подсчитали убытки автозавода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге (источник: www.autostat.ru). Согласно данным финансового отчета, опубликованного компанией Hyundai Motor по итогам 2015 года, убыток автозавода составил около 1 млрд. рублей. В 2015 году «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» произвел 229,5 тыс. автомобилей Hyundai Solaris и KIA Rio, второй раз подряд став лидером по объемам выпуска иномарок в России. В Hyundai выбрали стратегию сдерживания роста цен и увеличения рыночной доли в ущерб финансовым показателям. Российский рынок для корейского бренда является одним из ключевых и, учитывая вполне успешные мировые продажи, компания готова мириться с убытком в отдельной стране. Девальвация рубля привела к стремительному росту расходов на закупку импортных комплектующих, в результате на каждом произведённом автомобиле завод терял порядка 4,5-5 тыс. рублей…

 

ПРОФСОЮЗНЫЙ БИЛЕТ. Профсоюзный комитет с радостью сообщает о готовности профсоюзных билетов, которые помимо всего прочего являются пластиковыми картами. С их помощью можно получать скидки в различных магазинах и заведениях, а так же пользоваться сервисом возврата части денег на свой личный счет при совершении покупок в онлайн магазинах. Держатель профсоюзного билета имеет возможность пользоваться льготным такси и заказом авиабилетов по индивидуальным скидкам. На наш взгляд в период кризиса это является отличным решением, которое позволит экономить денежные средства.

С 21 июня 2016 года активисты ППО «Форд» начнут раздавать в цехах профсоюзные билеты всем членам ППО «Форд», так же карту можно получить, подойдя в профсоюзную комнату.

Обращаем ваше внимание, что профсоюзный билет предназначен только для членов ППО «Форд» и в случае выхода из ППО «Форд» профсоюзный билет необходимо будет сдать по ведомости.